Контактная импровизация. Танец, искусство, терапия.

Танец — это вертикальное выражение горизонтального желания.
Бернард Шоу

Идея этой заметки вынашивалась мной давно, начиная с первого знакомства с контактной импровизацией (КИ). Скажу прямо и откровенно, я никогда не танцевал до 29 лет. Эта тема совершенно обошла меня стороной вплоть до знакомства с Артуром, необычным человеком без привязанностей и условностей, мистиком, актером, танцором. После первого же занятия в формате оплаты по сердцу, которое провел нам Артур, я влюбился в КИ всерьез и надолго, что дало рождение этому тексту. Для начала расскажу что это за танец и немного окунемся в историю.

Контактная импровизация — это танец, в котором импровизация строится вокруг точки контакта с партнёром. Это одна из форм свободного танцевального стиля, которая относится к авангардным видам хореографического искусства.

Родоначальник контактной импровизации — американец Стив Пэкстон, нью-йоркский танцовщик, ученик одного из известнейших хореографов в стиле модерн, Мерса Кэннингема. В 1972 году Стив и еще 11 танцоров показали работу под названием «Magnesium» («Магний»): в течение 10 минут они непрерывно сталкивались, валялись, прыгали и бросали друг друга. Возможности, открытые в этой работе, Стив исследовал в танце и импровизациях с танцорами, атлетами и даже инвалидами. Первыми учениками контакта стали игроки в американский футбол. Пэкстон изучал йогу, айкидо, release-technique, гимнастику, акробатику, пилатес, медитацию, стрейч, элементы которых стали частью КИ. Но ее основными моментами стала не техническая сторона, но, прежде всего, любопытство и удовольствие, которое получает тело от контакта с телом партнера. Стив Пэкстон говорил: «Контактной импровизации научить нельзя, но ей можно научиться».

В 1975 году Стив Пэкстон, Нита Литтл, Курт Сиддал и Нэнси Старк Смит создают первую группу контактной импровизации. Нэнси Старк Смит приложила немало усилий, чтобы новое танцевальное течение стало известным в мире. Сейчас она является одной из наиболее значимых фигур в своем направлении и редактирует журнал Contact Quarterly. Благодаря распространению танца во всем мире, его современная форма отличается от той, которую создал Стив Пэкстон. Развитие направления не завершено — практикующие танцоры вносят новые принципы создания хореографических композиций, усовершенствуют и пополняют технические приемы.

И теперь посмотрите видео, чтобы лучше понимать, о чем мы все же говорим:

Классно двигаются, правда? Создается впечатление, будто у их тел совершенно нет веса.
Вам ведь понравилось? Тогда едем дальше!

Содержание

Танец

Как говорят некоторые наставники новичкам в каком-либо деле: «Забудьте все то чему вас учили в университете». Так и здесь. Контактная импровизация ломает ваши привычные представления о танце. Особенно интересно наблюдать за первым опытом людей что много лет отдали хореографии, определенному виду танца либо обучали ему других. В контакте с ними сразу чувствуются заученные движения и хорошее ощущение баланса в теле. Также я слышал несколько историй о том как профессиональные танцоры познакомившись с КИ уходили в нее с головой, в том числе становились преподавателями.

Пока танцуешь и взаимодействуешь, вообще не хочется говорить, слова кажутся чуждыми. Движения и прикосновения говорят за каждого человека куда сильнее чем слова, эмоции и даже глаза, которые, как известно, зеркало души. Порой нескольких секунд достаточно чтобы понять кто перед тобой в своей истинной сути. У этого есть и обратная сторона — не все готовы открываться настолько, насколько это дает подобное взаимодействие. Именно из-за этого у некоторых девушек появляются такие фразы: «Блин, у меня чувство, будто я со всеми в этом зале переспала».

Я как психолог и экспериментатор перевожу свои ощущения в слова и после танца говорю о том человеке, с кем мы взаимодействовали и практически всегда точное попадание. Похоже, у моей шутки «хочешь начать встречаться с девушкой, проведи ей сеанс» скоро появится продолжение «либо потанцуй с ней» ;))

Очень интересный был у меня переход, когда я от танца с ребятами, которых знаю давно, перешел к танцу в незнакомую мне группу. Так одиноко и уныло я давно себя не чувствовал. Начинаешь очень четко чувствовать границы каждого человека, а в незнакомой группе они метра по два, что явно обращает на себя внимание. И когда я уже отчаялся получить кайф в этот день, пришли знакомые ребята с музыкальными инструментами. Вжух и настроение изменилось на полностью противоположное, границы уменьшились, а оставшееся послевкусие от взаимодействия получилось самым благостным.

Любое глубокое взаимодействие между людьми строится на моменте возникновения искры, будто токи пробегают между вами и вашим партнером. Если искры нет, то не будет и магии. Как-то я поймал очень сильную и яркую искру, а после этого сумасшедший ритм захватил меня и мою партнершу и мы носились как угорелые по всему залу. Я смотрел в ее глаза, а ее голова покачивалась как у кобры, я тоже поймал этот ритм и качался в такт с ней в моменты наших остановок. В какой-то момент я нечаянно сделал ей больно и тут же молниеносно она повторила это движение приведя меня в ту же легкую боль. Мы посмотрели друг другу в глаза и улыбнулись, поняв друг друга без слов. Я не мог говорить, а мой ум старательно пытался изобразить из себя что-то, но единственное, что я смог выдавить из себя тогда, это фразу «ты волшебная фея». Это был потрясающий опыт!

— Контактная импровизация — это практика с открытым кодом, каждый привносит в нее что-то свое. Это танец-эксперимент. Я двигаюсь в нем, задаваясь вопросами: что будет, если партнер обопрется на меня? А что, если не дам ему это сделать? Что будет, если половину танца проведу вверх ногами или не вставая с пола? Если я нахожусь в этом состоянии эксперимента, исследования, то можно сказать, что, да, танцую контактную импровизацию.

Конечно, есть вещи, которым нужно обучиться, чтобы танец стал безопасным, чтобы открыть максимальные возможности для движения тела в пространстве. Для этого необходимо повышение телесной осознанности: нужно научиться внимательно слушать себя и партнера, слушать импульсы ваших тел. Далее — включаются зеркальные нейроны и люди, не сговариваясь, понимают, что происходит сейчас, действуют гармонично и экологично, двигаются так, будто знают, как дальше танцевать, хотя никакой хореографии нет. Благодаря практике тренируется постоянное присутствие в своем теле. Это можно назвать совместной медитацией в движении.

В медитации мы успокаиваем ум за счет фокусировки на чем-то. В контактном танце то же самое: прежде всего мы тренируем не движение, а внимание. Если я буду концентрироваться на пальцах, то начну двигаться совсем иначе, чем сосредоточившись на коже, животе, ногах, костях, системе органов или жидкостей в теле. Существует множество вариантов, на что в теле и в контактном танце можно направить свое внимание. Когда это получается, для мыслей естественным образом не остается места, при этом тело может среагировать в нужный момент правильно и безопасно.
Саша Безроднова, преподаватель московского Центра развития контактной импровизации и перформанса

Искусство

Одно время меня интересовал паркур, но дальше одного утреннего занятия на улице мои интересы не зашли. Смотрел я много роликов с профессиональными трейсерами, видел их прогресс по годам и также заметил одну деталь — со временем их движения становились очень мягкими, текучими, в них появлялась особая красота и грация. Вот пример с одним парнем из Франции, который мне как-то особенно запомнился:

Так и в КИ. В танце я вижу искусство движения, искусство самовыражения. Движение с минимальным усилием, без зажимов, оно само по себе красиво. Чем больше расслабления и податливости в теле, тем больше оно ощущается невесомым и словно парящим. Меня в первом занятии Артур тем и удивил — очень мягкие прикосновения, невесомость тела и какая-то кошачья прыгучесть. Я понял что хочу постичь это искусство.

Также КИ является искусством прикосновения. При входе в пространство взаимодействия о чем говорят ваши прикосновения? Какой нажим вы вкладываете? Любите ли больше вести партнера или быть ведомым? КИ изменит ваше восприятие как людей так и их тел. Порой в хрупкой с виду девочке обнаруживается неслабый такой стержень и напор, а в брутальном с виду парне неожиданно проявляется мягкость и податливость. И как тут не коснуться темы сексуальности. Я серьезно поменял свои представления о ней после занятий КИ. Некоторые партнерши по накалу эмоций, энергетическому наполнению и страстности в танце влегкую подходили к самому яркому моему сексуальному опыту, а то и превосходили его. Вы будто проживаете вместе какую-то крайне стремительную, похожую на вспышку жизнь и в ней есть все кроме проникновения. Я обычно стараюсь в танце несколько абстрагироваться от личностей, сексуального подтекста и концентрироваться на движениях тела своих и партнера, но были пара случаев, которые запомнились. В одном из них девушка, с которой я взаимодействовал, вложила в прикосновение к моей руке слишком много сексуальности, я прямо ярко ощутил это. Усугубляло положение то, что ситуация была двойственной — я не испытывал симпатии к ней как к человеку противоположного пола, но физиологически она смогла пробудить то, что для танца не было необходимо. В другом случае, когда я был на первом же занятии и мы делали упражнение типа «диван» (упор на руки и ноги и туловище с ягодицами висит над полом) и нужно было сесть на него и покачаться, я испытал некоторое смущение, что мне нужно было делать это с парнем, старался отворачивать лицо, чтобы не было близкого контакта. Сейчас я воспринимаю мужское тело просто как мужское тело, без всяких дурных мыслей. Мы танцуем и взаимодействуем в танце, а скованности создает наш воспаленный ум. Рано или поздно с увеличением расслабленности и появлением внутренней свободы все лишнее уходит.

Танец также является искусством принятия. Вспоминаю одного полного парня на одном из джемов и его тяжелые плавные движения, похожие на движения медведя. Очень интересно было взаимодействовать с таким телом, оно было по-своему податливо и по-своему красиво. Но я ощутил главное — человеку комфортно именно в таком теле, он относится к нему с любовью и принятием. Этот момент меня тогда по-своему поразил и заставил задуматься над понятием красоты в целом.

Терапия

Контактная импровизация подарила мне множество ярких эмоций и ощущения себя максимально живым. Я редко был так счастлив, как после большого джема человек на 30 и под живую музыку. Это стало одним из моих сокровенных воспоминаний, будто внутри извлеклась старая шкатулка из редких пород дерева и в нее было бережно вложено новое сокровище-впечатление. Мы как раз шли с Артуром после этого действа, но уже в другом городе и давно не видевшись. Он прищурившись посмотрел на меня и сказал: «А ты стал легче. Это не про вес, ощущения от тела стали другие. И еще ты стал более расслаблен, будто снял какие-то шоры с себя». Мы тогда еще много говорили про искусство движения и канву в которой эти движения происходят...

Естественно, после того как я ощутил такие изменения в самом себе, я сразу стал думать о применении подобного танца для лечения неврозов современных городов. Сидя со своей старой знакомой в кафе и в красках и эмоциях рассказывая ей свои впечатления, я услышал следующее: «Ты не думал почему это стало так популярно? Люди... слишком много рамок и ограничений, им не хватает близкого взаимодействия». И ведь действительно. Представьте каково тем же кинестетикам, которые хотят в прямом смысле касаться понравившегося им человека, но вынуждены соблюдать рамки приличия. Тут КИ очень расслабляет. Ты хочешь касаться человека и ты его касаешься, ведь вы оба пришли ради этих моментов единения.

Вот сообщение моей знакомой на следующий день после контактной импровизации как яркий пример терапевтического эффекта:

После вчерашнего взаимодействия я поняла, что у меня противоположные мотивы и импульсы исходят из тела и из сознания, противоречит одно другому. Я привыкла, конечно, слушать голову и это фиаско. В общем теперь думаю как помирить эти две оставляющие и ничего не напортить. И, кстати, важное заметила: начала относиться к людям принимая всё как есть, ничего не надо исправлять, ничего не хочется добавить. Вот как есть так идеально. Надеюсь приживётся)

Красота джема для меня определяется послевкусием после. Перед уходом всегда очень много обнимашек, кто-то обменивается ссылками на соцсети, кто-то просто общается. Те, кому удалось подарить самые яркие впечатления друг другу, обнимаются и муррчат еще более душевно. Есть и те, кто закрывается и уходит молча и все относятся к этому выбору с пониманием.

И всё-таки, как расширить привычные границы контактного танца? Как открыть новые горизонты, новую глубину понимания и высоту полёта мысли? Практикуя КИ, мы часто пользуемся выражениями: дать поддержку, дать опору, зайти на поддержку, почувствовать опору и т. д. Что если посмотреть на эти понятия чуточку пошире? Где ещё, мы используем эти выражения в обыденной жизни? А что если во время практики, удерживать фокус внимания на том, что давая поддержку в танце, я даю не только физическую опору этому человеку, но и поддерживаю его морально или душевно, как хотите? Что если во время танца, я не просто ищу или даю опору, а всем своим телом и умом впитываю или проливаю сквозь себя некую универсальную силу, из которой соткано всё вокруг? Что если каждый момент танца, я проживаю как момент между жизнью и смертью? И каждый раз я снова и снова живу, во что бы это ни стало! Что если эта поддержка сейчас в танце, важна так же, как сама жизнь!? И потеряв её, я как тот воин, проигрываю лишь очередную битву и снова живу! А что если каждая битва может оказаться последней? На кон встаёт многое, если не всё.
Карабатов Олег

Надеюсь, своим текстом я смог немного приоткрыть для вас волшебный мир контактной импровизации. Признаюсь, написание далось мне нелегко — будто пытаешься описать целый калейдоскоп переливающихся эмоций и ощущений, а они ускользают от этого. КИ дает понимание между строк, поэтому все тексты о ней кажутся такими эфемерными. Это как описывать вкус манго тому, кто его никогда не ел. И все же я постарался и, надеюсь, дал необходимый импульс вам хотя бы для того, чтобы вбить в поисковике фразу с названием вашего города и словосочетанием «контактная импровизация».

Поделиться
Запинить
Плюсануть
2018   танец
Популярное